Галерея

Пасха Христианская и Пейсах Иудейский

как символы освобождения

 
«Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен;
у гроба, в третий день, виденье встретит жен,
вотще купивших ароматы;
светящуюся плоть ощупает Фома,
от веянья чудес земля сойдет с ума,
и будут многие распяты»
Набоков В.В.

Темное небо над зловещей пустыней было усеяно множеством ярких точек. Песчаная пыль, налетающая яростными порывами, слепила глаза и заставляла согбенно продвигаться вперед.
Моше Рабейну (Моисей) оглянулся назад и увидел за своей спиной сотни тысяч людей, грядущих одним большим потоком со своим немногочисленным скарбом, дабы достичь земли обетованной и обрести свободу. Все они родившиеся в земле Мизраим (Египет), не ведали о том, как можно жить вне ее пределов, все они никогда не знали слова свобода, все они никогда не слышали о великом царстве народа Израилева, которое уготовил их потомкам Всемогущий Яхве, Бог Авраама, Исаака и Иакова.
Примерно так, в пятнадцатом веке до нашей эры началось одно из величайших событий в истории всего человечества, то, что позже стали именовать «великим исходом евреев из Египта», а ныне ежегодно вспоминают во время иудейского праздника Пейсах и христианской Пасхи. Как-то Вишневский сказал интересные слова «исход семитов не всегда летальный». И действительно, данный исход стал началом великого события ведущего к жизни и духовной свободе не только для евреев, но и всего человечества, ведь именно с него начинается история колен Израилевых, а значит всей ветхозаветной традиции, которой так дорожит Христианская Церковь и весь Исламский мир. Достаточно вспомнить о самых распространенных ветхозаветных сюжетах, именах и поговорках, которые постоянно используются в мировом фольклоре и русской культуре. Вот, например, невоспитанного человека мы именуем «хам», не задумываясь о том, что это имя одного из непутевых сыновей библейского персонажа, Ноя. А вспомните как герой отечественного фильма «Джентльмены удачи», которого играет великолепный советский актер, Леонов, прогуливаясь вальяжной воровской походкой по тюремным столам, говорит «Навуходоносор…пасть порву, моргала, выколю». Спрашивается, чем ему не понравился древний вавилонский царь, пленивший евреев и разрушивший Иерусалим в 587 до н.э. А как насчет, Луи Армстронга, напевающего известную джазовую композицию «Let my people go». Я уже не говорю о философском высказывании древнееврейского мудреца «суета сует». И, в конце концов, именно в этом народе, его среде, истории и культуре происходит рождение Машиаха, что в переводе на греческий язык — Христос, и кого мусульмане знают как Ису, сына Мариям, слово Аллаха. Собственно говоря, само по себе греческое слово Пасха этимологически связанно с древнееврейским Пейсах. Ранние христиане праздновали Пасху одновременно с иудеями, памятуя о том, что Спаситель установил Святое Причастие, умер и воскрес как раз во время праздника Пейсах. Именно поэтому, Святая Евхаристия и Пасха неразрывно взаимосвязаны между собой в христианском мире. Как пишет Иоанн Златоуст «ученики хотели приготовить не нашу пасху, а иудейскую. Они приготовили эту пасху, а нашу пасху приготовляет Христос, или лучше Он Сам стал пасхой через честные страдания. Чтобы искупить нас от клятвы закона». Многим, кто читал удивительное произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хорошо знакомы данные строки «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Автор бессмертной рукописи, использовал еврейский календарь, дабы познакомить читателя с историей, поскольку именно четырнадцатого нисана Спаситель предстал перед судом Пилата и Священного Синедриона. В современном христианском мире Пасха празднуется по другим календарным правилам, но так было не всегда. Разногласия на эту тему возникли уже на заре христианства и всерьез обсуждались на первом вселенском соборе в 325 году, однако, как бы там ни было, смысл и сила Пасхи вне времени и земных законов.

Традиции празднования и датировка
Как уже было сказано выше, Пасха христианская связанна, прежде всего, с еврейским праздником Пейсах. Несмотря на то, что многие склонны считать Иудаизм и Христианство никак не соприкасающимися между собой, такое мнение ошибочно. Так, например, упускается факт, что Спаситель и его ученики были представителями именно иудейской культуры и полностью соблюдали те обычаи и традиции, которые были связаны с ней. Иудаизм, по своей основе, является предтечей христианства. Вся церковная традиция отражает эту историческую связь. Совершенно естественно, что каждая народность ассоциирует христианство со своим этническим наследием и культурой. В Китае, например, Христос похож на китайца, в Финляндии на финна, в Италии на итальянца, в России на представителя славянской расы, но это один и тот же Христос. В Писании говорится о том, что перед Богом все равны, тем не менее, не стоит полностью предавать забвению исторические корни ранней христианской церкви. Пасха является одним из главных праздников христианского мира, поскольку именно она символизирует победу жизни над смертью. Как прекрасно выразился отец Александр Мень «Христианство это религия смерти, которая тут же сменяется жизнью».

Датировка Пасхи
Мы уже отметили, что ранние христиане праздновали Пасху одновременно с началом Иудейского Пейсаха, а именно, 14 нисана. Спустя время, на первом вселенском соборе, состоявшимся в Никее (325 г.), было принято решение перенести празднование Пасхи на неделю позже еврейского праздника. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник кочует во времени и выпадает каждый год, на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. Несовпадение празднования Пасхи на востоке и западе происходит по той же причине, по которой и Рождество отмечается в разные дни. Дело в том, что некоторые Православные церкви придерживаются старого календарного режима. Так, например, Русская Православная Церковь празднует Пасху по старому стилю, то есть, по Юлианскому календарю, который отстает на 13 дней от Григорианского. Православная Пасха может праздноваться до одного месяца позднее западного церковного стиля.

Пасха иудейская
В соответствии с некоторыми историческими источниками примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем ее связывали с началом жатвы, и только позднее — с исходом евреев из Египта. Само слово Пейсах в переводе с иврита звучит как «минование», возможно, таким образом, указывая на то, что ангел смерти миновал иудейские семьи во время последней, страшной язвы, посланной Яхве на непокорный Египет. Порядок празднования еврейской Пасхи в некоторой степени описывается в Евангелиях. Для иудеев подобный обряд носит наименование Седер и включает в себя больше ритуалов, чем любая другая церемониальная трапеза. Читается Агада пасхальная (специальный сборник ритуальных текстов), участники полулежат, чтобы подчеркнуть свой статус свободных людей, едят мацу, марор, харосет, напоминающие о рабстве и освобождении от него, выпивают четыре стакана вина. На специальном блюде выкладывают, кроме названных яств, также яйцо, символизирующее цикличность мироздания, и обжаренную курицу или баранью косточку, напоминающую о пасхальной жертве. Следует отметить, что яйцо в данном случае является одним из тех элементов Пасхи, который был унаследован христианами и активно используется в христианском мире. Важнейшей частью ритуала является запрет есть квасное тесто (хамец). Вместо этого едят мацу (пресный хлеб), чтобы напомнить евреям о внезапности Исхода, когда не было времени ждать, пока тесто заквасится. Возможно, именно по этому многие христианские церкви западного обряда сохранили традицию использовать во время причастия пресный хлеб, который именуется по латыни облатками или гостьями.

Пасха христианская
Накануне Своих крестных страданий, во время тайной вечери Господь со своими учениками совершает Пасху еврейскую. Однако во время общего ритуала Седер, Он устанавливает новое значение Пасхи. В соответствии с Его словами, преломляемый хлеб (моца) является Его ломимым телом, а употребляемое в питие вино — пролитой кровью. Таким образом, Спаситель ассоциирует Себя с агнцем закланным, чьей кровью евреи вымазали косяки своих домов, дабы ангел смерти, проходящий по земле Египетской, миновал их. Для всего христианского мира Христос является победителем смерти, чья кровь очищает мир от греха. Как великолепно выразился Иоанн Дамаскин «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Вот почему в христианском мире Пасха неразрывно связанна с Таинством Святого причастия. При чтении Святого Евангелия мы слышим о том, как Господь провозглашает Себя хлебом жизни вечной. Какое удивительное свидетельство имеем мы в этих словах!? Но какова, эта жизнь вечная, если наша собственная жизнь иногда кажется нам страшной и мучительной формой существования. Жизнь в Боге — это, прежде всего, жизнь в любви, а, значит в прощении и сострадании, доброте и взаимопонимании, (как в радости, так и в печали). Именно поэтому, во время тайней вечери Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит «заповедь новую даю вам, любите друг друга» . Апостол увещевает нас «с плачущими, плачьте, с радующимися, радуйтесь» . Все святоотеческие наставления подводят нас к одному важному утверждению о том, что любовь и прощение превыше всего. Как говорит богослов Иоанн Златоуст «Потому без перерыва обращаюсь к вам с речью, чтобы уничтожить опухоль гнева, чтобы утишить воспаление, чтобы чист был от гнева приходящий на молитву. И Христос не ради врагов только убеждает делать это, а и ради нас самих, когда мы отпускаем им прегрешения. Ты получаешь больше, чем даешь, оставляя гнев на врага». Насколько актуальны эти слова и по сей день. Ведь как часто мы, прибывая во храме, размышляем не о любви Божией, а о делах человеческих, связанных с клеветой и наговором. А ведь, в молитве Господней сказано «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» .

Как причастие начинается с покаяния и прощения, так и Пасха начинается по восточной традиции с прощеного воскресения, а по западной с пепельной среды (что в принципе то же самое), за которыми следует время великого поста.

Великий пост длится всего лишь семь недель, но за это время мы призваны к внутреннему духовному размышлению о том, что сотворил для нас Господь. Впрочем, собственно Великий пост составляет лишь первые сорок дней, так называемую в православии Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. В ранней христианской церкви Великий Пост был подготовкой к Таинству Святого крещения. По традиции сразу же после святого крещения, человеку давали возможность причаститься святых даров. Прикоснуться к телу и крови Господней и таким, образом стать соучастником в деле Божием. Но что такое Пасха для нас?! Как мы понимаем и видим ее!? Ведь, наверное, для многих, Пасха ассоциируется только лишь с пасхальными яйцами, и народными гуляньями на крестный ход. В действительности, для всей христианской церкви смысл Пасхи намного глубже. В тот момент, когда весь храм наполняется возгласом «Христос воскрес», происходит провозглашение победы жизни над смертью. Вот почему Спаситель именует Себя «хлебом жизни». Вот почему в христианской церкви во время Божественной литургии главным событием является Таинство Святого Причастия. Вот почему Тертуллиан утверждал, что верующий нуждается в причастии также как больной в лекарстве. Вот почему Пасха и Причастие неразрывно связаны между собой. И каждый раз во время Святого Причастия мы принимаем не просто кусочек хлеба с вином, но истинные тело и кровь Господа. Вдумайтесь в тайну происходящего. Сам великий Господь в этот момент касается нас. Сам Бог раздает нам милость и духовное укрепление через эти евхаристические дары. Вот почему великий богослов говорит «время приступить к этой страшной и грозной трапезе. Итак, приступим все с чистой совестью. Пусть не будет здесь Иуды, с лукавством относящегося к своему ближнему, да не приступает никто из нечестивых, имеющий в сердце своем скрытый яд».
Однажды немецкий философ Ницше сказал «Бог мертв. Его убили». В некотором смысле он был прав, мир постоянно восстает против Бога, умерщвляя Его на кресте. Однако сколько бы в человеке не уничтожали веру в Бога, а значит веру в любовь, милосердие, прощение, сострадание и нежность, каждый год звучат прекрасные слова «Христос воскрес!» и словно эхо вторит вся природа «воистину воскрес». А значит, чтобы не говорили коварные языки, любовь не миф и сила ее превыше всякой низости и зла.
От всей души поздравляю вас с великим праздником Светлого Воскресения Христова и с радостью в сердце возвещаю всему миру:
Христос воскресе!!!

Настоятель иерей Александр Асонов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *